1. Общие положения
1.1. Программа составлена на основе директивных и нормативных
документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
«легкая атлетика», утвержденного Приказом Министерства спорта Российской
Федерации от 16.11.2022 года № 996.
1.2. Образовательная программа разработана с учетом примерной
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду
спорта «легкая атлетика», утвержденной Приказом Министерства спорта
Российской Федерации от 20.12.2022 года № 1282.
1.3. Целью реализации программы является достижение спортивных
результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в
учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой систему
ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебнотренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает
формирование личностных результатов:
- овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития
и уровня физической подготовленности, о соответствии их возрастным
нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики перетренированности
(недотренированности), перенапряжения;
- овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской
практики;
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке
спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять
подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и
спортивным соревнованиям;
- умение анализировать и творчески применять полученные знания в
самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и
взаимодействия в соревновательный период;
- развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и
самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренера-
преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение
организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность,
ориентирование на определение будущей профессии, приобретение навыков по
участию в спортивных соревнованиях различного уровня.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА
«ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Вид спорта «легкая атлетика» — олимпийский вид спорта, включающий бег,
ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие спортивные дисциплины:
беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания),
многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересеченной местности).
В соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду
спорта «легкая атлетика» (ФССП) в данном виде спорта выделяются следующие
спортивные дисциплины:
- «бег на короткие дистанции» (включает в себя соревновательные дисциплины,
содержащие в своем наименовании слово «бег» с указанием дистанции до 400 м
включительно);
- «бег на средние и длинные дистанции» (включает в себя соревновательные
дисциплины, содержащие в своем наименовании слово «бег» с указанием
дистанции более 400 м);
- «прыжки» (включает в себя соревновательные дисциплины, содержащие в
своем наименовании слово «прыжок»);
- «метания» (включает в себя соревновательные дисциплины, содержащие в
своем наименовании слова «метание» и «толкание»);
- «многоборье» (включает в себя соревновательные дисциплины, содержащие в
своем наименовании часть слова «-борье»);
- «спортивная ходьба» (включает в себя соревновательные дисциплины,
содержащие в своем наименовании слово «ходьба»).
Основные соревновательные дисциплины вида спорта «легкая атлетика»
указаны в официальных правилах соревнований по этому виду спорта и в Единой
всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).
В МБУ ДО «СШОР №4» программа реализуется по следующим спортивным
дисциплинам легкой атлетики: бег на короткие дистанции; бег на средние и
длинные дистанции; прыжки, метания.
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году
исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее
возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап
начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной
специализации) до трех лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц, прошедших
спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и
выполнивших требования, необходимые для зачисления, согласно нормативам по
физической подготовке, установленных в дополнительной образовательной
программе по виду спорта «легкая атлетика» с учетом сроков реализации этапов
спортивной подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную
подготовку, по отдельным этапам.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в
список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской
Федерации по виду спорта «легкая атлетика» и участия в официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта «легкая атлетика» не ниже уровня всероссийских
спортивных соревнований.
Таблица № 1
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной
подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
Срок реализации этапов
спортивной подготовки
(лет)
3
5
Возраст
зачисления
НП-1
9-10
НП-2
10-11
НП-3
11-12
УТГ-1
12-14
УТГ-2
13-15
УТГ-3
14-16
УТГ-4
15-17
УТГ-5
16-18
Наполняемость
(человек)
10
8
Этап совершенствования
спортивного мастерства
не
ограничивается
ГСС
14 и
старше
2
Этап высшего спортивного
мастерства
не
ограничивается
ГВСМ
15 и
старше
1
2.2. Объем дополнительной образовательной программы
Учебно-тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым учебнотренировочным планом МБУ ДО «СШОР №4». Учебно-тренировочная нагрузка к
объему учебно-тренировочного процесса рассчитывается для каждого учебнотренировочного занятия на основании ее интенсивности, длительности и для
каждого этапа спортивной подготовки имеет свой часовой недельный (годовой)
объем.
Таблица № 2
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапы и годы спортивной
подготовки
Этапный
норматив
Этап
начальной
подготовки
Тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
НП-1, НП-2,
НП-3
УТГ-1
УТГ-2
УТГ-3, УТГ-4,
УТГ-5
Этап
Этап высшего
совершенствов ания
спортивного
спортивного
мастерства
мастерства
СС
ГВСМ
Количество
часов
в неделю
6
9
12
24
24
Общее
количество
часов в год
312
468
624
1248
1248
2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы
Основными формами учебно-тренировочной работы в спортивной школе
являются:
- Учебно-тренировочные занятия (групповые занятия; индивидуальные занятия;
теоретические занятия; занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря,
учебно-тренировочного сбора);
- Учебно-тренировочные мероприятия (таблица №3);
- Спортивные соревнования, согласно объему соревновательной деятельности
(таблица №4)
Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе
соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей
тренировочных занятий в качестве тренеров.
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Спортивной школой для
подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для контроля
за уровнем физической подготовленности и учитываются в учебно-тренировочном
графике.
Таблица №3
Перечень учебно-тренировочныхмероприятий
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней)
№
п/п
Виды учебнотренировочных
мероприятий
Этап
начальной
подготовки
Учебно-тренировочный
Этап
Этап высшего
этап
совершенствования
спортивного
(этап спортивной
спортивного
мастерства
мастерства
специализации)
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1
Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке
к международным
спортивным
соревнованиям
-
-
21
21
1.2
Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке
к чемпионатам
России, кубкам
России, первенствам
России
-
14
18
21
-
14
18
18
1.3
Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке
к другим
всероссийским
спортивным
соревнованиям
1.4
Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке к
официальным
спортивным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
-
14
14
14
2. Специальные тренировочные мероприятия
Учебнотренировочные
мероприятия
2.1
по общей и (или)
специальной
физическойподготовке
-
14
18
18
2.2
Восстановительные
мероприятия
-
-
до 10 суток
2.3
Мероприятия для
комплексного
медицинского
обследования
-
-
до 3 суток,
но не более 2 раз в год
2.4
Учебнотренировочные
мероприятия в
каникулярный
период
2.5
Просмотровые
тренировочные
мероприятия
До 21 суток подряд и не более
двух учебно-тренировочных
мероприятий в год
-
-
-
до 60 суток
Объем соревновательной деятельности устанавливается в программе по типу
спортивных соревнований: контрольные, отборочные, основные, с учетом
особенностей вида спорта «легкая атлетика», с учетом задач на различных этапах
спортивной подготовки, уровня подготовленности и состоянием тренированности
обучающегося по дополнительной образовательной программе спортивной
подготовки (далее – обучающийся).
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки
Спортивной школой указывается количество соревнований в соответствии с
единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных
физкультурных и спортивных мероприятий и с учетом значений, утвержденных в
государственном (муниципальном) задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня
подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических
качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную
функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования различного
уровня, так и специально организованные Спортивной школой.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и
комплектования команд для выступления на основных спортивныхсоревнованиях
и выполнений требований Единой всероссийской спортивной классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных
результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Таблица № 4
Объем соревновательной деятельности по виду спорта
Виды
спортивных
соревнований,
игр
Контрольные
Отборочные
Основные
Этап начальной
подготовки
До
года
Свыше
года
1
–
–
2
1
1
Этапы и годы спортивной подготовки
Тренировочный
Этап
Этап
высшего
этап (этап
совершенствования
спортив
спортивной
спортивного
ного
специализации)
мастерства
мастерс
тва
До
Свыше
трех
трех лет
лет
4
4
6
6
1
2
2
2
1
2
2
2
2.4. Годовой учебно-тренировочный план
Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «легкая атлетика»(далее –
учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по видам
спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки и по годам
обучения. Учебный план составляется и утверждается Спортивной школой
ежегодно на 52 недели (в часах).
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Спортивной школы, совокупность
отдельных относительно самостоятельных, но необособленных в их закономерных
связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как
органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из
основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения
спортивных результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия – теоретическая,
психологическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные, антидопинговые, воспитательные, аттестационные мероприятия,
медико-биологическое
обследование
являются
неотъемлемой
частью
тренировочного процесса и регулируются Спортивной школой самостоятельно,
указанные тренировочные мероприятия входят в годовой объем тренировочной
нагрузки.
9
Таблица № 5
Годовой учебно-тренировочный план
№
п/п
Виды подготовки и
иные
мероприятия
Этапы и годы подготовки
УчебноЭтап начальной тренировочный этап
Этап
Этап
подготовки
(этап спортивной
высшего
совершенствования
специализации)
спортивного
спортивного
мастерства
Свыше
мастерства
До
Свыше До двух
двух
года
года
лет
лет
Недельная нагрузка в часах
6
6
9
12
24
24
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного
занятия в часах
2
2
3
3
4
4
Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
1.
Общая
Физическая
подготовка
2.
Специальная
Физическая
подготовка
3.
Участие
в спортивных
соревнованиях
-
4.
Техническая
подготовка
150
125
212
200
107
169
337
349
6
19
38
87
100
47
50
112
162
337
337
5.
Тактическая,
теоретическая,
психологическая
подготовка
25
25
42
62
137
138
6.
Инструкторская и
судейская
практика
-
-
19
37
75
50
6
6
19
31
63
74
312
312
468
624
1248
1248
Медицинские,
медикобиологические,
7. восстановительные
мероприятия,
тестирования и
контроль
Общее количество
часов в год
234
225
10
Этапы и годы подготовки
№
п/п
Виды подготовки и
иные
мероприятия
УчебноЭтап начальной тренировочный этап
Этап
Этап
подготовки
(этап спортивной
высшего
совершенствования
специализации)
спортивного
спортивного
Свыше
мастерства
мастерства
До
Свыше До двух
двух
года
года
лет
лет
Недельная нагрузка в часах
6
6
9
12
24
24
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного
занятия в часах
2
2
3
3
4
4
Для спортивной дисциплины бег на средние и длинные дистанции
1.
Общая
Физическая
подготовка
2.
Специальная
Физическая
подготовка
3.
Участие
в спортивных
соревнованиях
-
4.
Техническая
подготовка
5.
Тактическая,
теоретическая,
психологическая
подготовка
Инструкторская и
судейская
практика
Медицинские,
медикобиологические,
7. восстановительные
мероприятия,
тестирования и
контроль
Общее количество
часов в год
6.
234
256
250
213
56
94
374
424
6
19
37
87
100
47
50
84
125
274
212
25
25
42
62
137
137
-
-
14
25
63
75
6
6
19
25
63
87
312
312
468
624
1248
1248
234
225
11
Этапы и годы подготовки
№
п/п
Виды подготовки и
иные
мероприятия
УчебноЭтап начальной тренировочный этап
Этап
Этап
подготовки
(этап спортивной
высшего
совершенствования
специализации)
спортивного
спортивного
Свыше
мастерства
мастерства
До
Свыше До двух
двух
года
года
лет
лет
Недельная нагрузка в часах
6
6
9
12
24
24
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного
занятия в часах
2
2
3
3
4
4
Для спортивной дисциплины прыжки, метания
1.
Общая
Физическая
подготовка
2.
Специальная
Физическая
подготовка
3.
Участие
в спортивных
соревнованиях
-
4.
Техническая
подготовка
5.
Тактическая,
теоретическая,
психологическая
подготовка
Инструкторская и
судейская
практика
Медицинские,
медикобиологические,
7. восстановительные
мероприятия,
тестирования и
контроль
Общее количество
часов в год
6.
150
131
212
200
107
169
337
349
6
19
38
87
100
47
50
112
162
337
337
25
25
42
62
137
137
-
-
19
31
75
50
6
6
19
31
62
75
312
312
468
624
1248
1248
234
225
12
2.5. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составляется Спортивной школой на
учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика и
следующих основных задач воспитательной работы:
- формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этическихкачеств;
- воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
- развитие и совершенствование навыков саморегуляции исамоконтроля.
Таблица № 6
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
Направление работы
Мероприятия
Сроки
проведения
Профориентационная деятельность
1.1.
Судейская практика
1.2.
Инструкторская практика
Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей;
Учебно-тренировочные занятия, в рамках
которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения
учебно-тренировочных занятий в качестве
помощника тренера-преподавателя,
инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества; формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и соревновательному
процессам;
- формирование склонности к педагогической
работе;
В течение
года
В течение
года
13
2.
2.1.
Здоровьесбережение
Организация и проведение
мероприятий,
направленных на
формирование здорового
образа жизни
2.2.
Режим питания и отдыха
3.
3.1.
Патриотическое воспитание обучающихся
Теоретическая подготовка Беседы, встречи, диспуты, другие
(воспитание патриотизма, мероприятия с приглашением именитых
чувства ответственности
спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с
перед Родиной, гордости
обучающимися и иные мероприятия,
за свой край, свою Родину, определяемые организацией, реализующей
уважение государственных дополнительную образовательную программу
символов (герб, флаг,
спортивной подготовки
гимн), готовность к
служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе,
легендарных спортсменов
в Российской Федерации, в
регионе, культура
поведения болельщиков и
спортсменов на
соревнованиях)
Практическая подготовка Участие в:
(участие в физкультурных - физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях
и мероприятиях, спортивных соревнованиях, в
спортивных
том числе в парадах, церемониях открытия
соревнованиях и иных (закрытия), награждения на указанных
мероприятиях)
мероприятиях;
3.2.
Дни здоровья и спорта, в рамках которых
предусмотрено:
- формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей (написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению мероприятий,
ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;
В течение
года
Практическая деятельность и
восстановительные процессы
обучающихся:
- формирование навыков правильного режима
дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебно-тренировочного
процесса, периодов сна, отдыха,
восстановительных мероприятий после
тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета);
В течение
года
В течение
года
В течение
года
14
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей дополнительные
образовательные программы спортивной
подготовки;
4.
4.1.
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка Семинары, мастер-классы, показательные
(формирование умений и выступления для обучающихся,
навыков, способствующих направленные на:
достижению спортивных - формирование умений и навыков,
результатов)
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
В течение
года
2.6. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним, составляется Спортивной школой на учебно-тренировочный год с
учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, плана мероприятий,
направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (таблица 7).
В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на предотвращение допинга
в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому
обеспечению, которые реализуются в рамках воспитательной работы тренерапреподавателя, включающей в том числе научную, творческую и
исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую,
подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению
мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе коллегиальных
органов управления Спортивной школой).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебнотренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний об
определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для здоровья
спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил, об
особенностях процедуры проведения допинг- контроля.
15
Таблица № 7
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним
Этап
спортивной
подготовки
Содержание мероприятия и
его форма
1. Веселые
старты
«Честная игра»
2.
«Ценности спорта.
Теоретическо
Честная игра»
езанятие
3. Проверка лекарственных
препаратов (знакомство с
международным стандартом
«Запрещенный список)
Этап
Начальной
подготовки
4.
Антидопингова
явикторина
«Играй честно»
5. Онлайн обучение на сайте
РУСАДА
6.
Родительское
собрание
«Роль родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
«Виды нарушений
антидопинговых
правил»,
«Роль тренера и
7. Семинар для
родителей в
тренеров
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
Сроки
проведения
1-2 раза в
год
Рекомендации по
проведению мероприятия
Составление отчета о
проведении мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
1 раз в год
Согласовать с ответственным
за антидопинговое
обеспечение в регионе
1 раз в
месяц
Научить юных спортсменов
проверять лекарственные
препараты через сервисы по
проверкепрепаратов в виде
домашнего задания (тренер
называет спортсмену 2-3
лекарственных препарата
для самостоятельной
проверки дома)
Проведение викторины на
По
крупных спортивных
назначению
мероприятиях в регионе
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
1 раз в год
системы антидопингового
образования.
Включить в повестку дня
родительского собрания
вопрос по антидопингу.
1-2 раза
Использовать памятки для
в год
родителей. Научить
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
1-2 раза
вгод
Согласовать с ответственным
за антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
16
1. Веселые
старты
«Честная игра»
2. Онлайн-обучение на сайте
РУСАДА
1 раз в год
3.
Антидопингова
я
викторина
Проведение викторины на
По
крупных спортивных
назначению
мероприятиях в регионе
Учебнотренировочный
этап
4. Семинар
(этап
спортивной
для
специализации) спортсмено
в и тренеров
5.
Родительское
собрание
«Играй честно»
«Виды
нарушений
антидопинговых
правил»
«Проверка
лекарственных
средств»
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
1. Онлайн обучение на сайте
РУСАДА
Этапы
совершенствов
ания
спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства
1-2 раза
вгод
Составление отчета о
проведении мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования
2. Семинар
«Виды нарушений
антидопинговы х
правил»
«Процедура
допинг- контроля»
«Подача запроса
на ТИ»
«Система
АДАМС»
1-2 раза
в год
Согласовать с ответственным
за антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
Включить в повестку дня
родительского собрания
вопрос по антидопингу.
1-2 раза
Использовать памятки для
в год
родителей. Научить
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
1 раз в год
системы антидопингового
образования.
1-2 раза
в год
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
2.7. План инструкторской и судейской практики
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится на
тренировочном этапе в последние 3-5 годы подготовки, на этапе
совершенствования и высшего спортивного мастерства. Такая работа проводится в
форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы
обучающихся. Обучающиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера
для участия в организации и проведении занятий, массовых соревнований в качестве
судей.
17
УТГ-1
Освоение
терминологии,
принятой в
легкой
атлетике
УТГ-2
Умение вести
наблюдения за
обучающимис
я,
выполняющим
и упражнения,
и находить
ошибки
Овладение
Составление
командным
комплексов
языком,
упражнений по
умение отдать специальной
рапорт
физической
подготовке
Проведение
упражнений
по
построению и
перестроению
группы
В качестве
дежурного
подготовка
мест для
занятий,
инвентаря и
оборудования
УТГ-3
Вести
наблюдения за
обучающимися на
занятии и на
соревнованиях
УТГ-4
УТГ-5
СС
ВСМ
Составление
комплексов
упражнений по
физической,
технической и
тактической
подготовке на
изученном
программном
материале данного
года обучения
Проведение
комплекса
упражнений по
физической и
технической
подготовке
Выполнение
обязанностей
помощника тренера
в работе с
начинающими
спортсменами
Составление
Самостоятельное
комплексов
проведение
упражнений по
тренировочного
специальной
занятия.
физической
Составление
подготовке,
программы
обучению
тренировки
техническим
приемам и
тактическим
действиям (на
основе изученного
программного
материала данного
года обучения)
Судейство на
Судейство на
Судейство на
Участие в судействе
учебных
учебных
учебных
городских и
соревнованиях в соревнованиях.
соревнованиях и
областных
соревнований
своей группе
Выполнение
соревнованиях в
обязанностей
своей спортивной
первого, второго школе. Выполнение
судей и ведение обязанностей первого
технического отчета и второго судей,
секретаря и судей на
линиях
2.8. План медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным образовательным
программам спортивной подготовки устанавливаются в соответствии на основании
требований, предъявляемых приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об
утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам,
18
занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и
проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая
порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о
допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован
Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238).
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной программе
спортивной подготовки допускаются лица, получившие в установленном
законодательством Российской Федерации порядке медицинское заключение об
отсутствии медицинских противопоказаний для занятий видом спорта «легкая
атлетика».
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебно-тренировочным
занятиям и к соревновательным мероприятиям.
Планы восстановительных мероприятий для использования в процессе
спортивной подготовки формируются прикрепленными тренерами-преподавателями
в сопряжении с составляемыми ими тренировочными планами. При этом
тренировочные планы первичны по отношению к планам восстановительных
мероприятий.
Планы восстановительных мероприятий должны учитывать отводимое на
данный вид подготовки время, имеющиеся в распоряжении МБУ ДО г. Владимира
«СШОР № 4 по лёгкой атлетике», организационные возможности реализации таких
мероприятий, в том числе мероприятий медико-биологического характера, а также
наличие индивидуальных показаний отдельным занимающимся.
Тренеры-преподаватели самостоятельны в выборе способов составления планов
восстановительных мероприятий и форм таких планов.
3. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
3.1. Требования к результатам прохождения дополнительной образовательной
программы
Требования к результатам прохождения спортивной подготовки на этапе
начальной подготовки направлены на:
- Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и
спортом:
- получение общих теоретических знаний о физической культуре испорте, в
том числе о виде спорта «легкая атлетика»;
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе о видеспорта
19
«легкая атлетика»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья.
Требования к результатам прохождения спортивной подготовки на учебнотренировочном этапе (этапе спортивной специализации) направлены на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «легкая
атлетика»;
- формирование разносторонней общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «легкая
атлетика»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- укрепление здоровья.
Требования к результатам прохождения спортивной подготовки на этапе
совершенствования спортивного мастерства направлены на:
- повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, а
также
теоретической,
технической,
тактической
и психологической
подготовленности;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Требования к результатам прохождения спортивной подготовки на этапе
высшего спортивного мастерства направлены на:
- повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, а
также
теоретической,
технической,
тактической
и психологической
подготовленности, соответствующей виду спорта «легкая атлетика»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в
условиях соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Требования к участию в спортивных соревнованиях, обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации
обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и
правилам вида спорта «легкая атлетика»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых
20
правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки
лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо
выполнить следующие требования к результатам прохождения программы, в том
числе, к участию в спортивных соревнованиях:
• На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
- повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «легкая атлетика»;
- получить общие знания об антидопинговых правилах;
- соблюдать антидопинговые правила;
- принять участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
муниципального уровня, начиная со второго года;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап
спортивной специализации).
• На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «легкая атлетика»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
- изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «легкая
атлетика»;
- изучить антидопинговые правила;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором
и третьем году;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с
четвертого года;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
21
мастерства.
• На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
- соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
- приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
- овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «легкая
атлетика»;
- выполнить план индивидуальной подготовки;
- закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
- демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
- показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня межрегиональных спортивных соревнований;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
• На этапе высшего спортивного мастерства:
- совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
- соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
- выполнить план индивидуальной подготовки;
- знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких
правил;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня всероссийских спортивных соревнований;
- показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания
«мастер спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для
присвоения спортивного звания «мастер спорта России международного класса»
не реже одного раза в два года;
22
- достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской
Федерации;
- демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных,
всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
3.2. Оценка результатов освоения Программы
Сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией,
реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных
упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с
физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия
обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего
уровня спортивной квалификации.
№
Формы аттестации
п/п
Оценочные
материалы
1.
Контрольные тесты
Протокол
2.
Медикобиологические
исследования
Заключения
3.
Собеседования
Протокол комиссии
4.
Переводные
нормативы
Протокол
5.
Просмотровые
сборы
Заключение тренера,
комиссии
Примечание
Форма, разработанная Организацией и
включающая тесты из Рабочей программы
тренера - преподавателя
Выдается Заключения медицинским
центром по всем видам исследования
Проводится по итогам учебнотренировочного года или полугодий
Проводятся только для этапов начальной
подготовки и учебно-тренировочного этапа
(этапа спортивной специализации) до трех
лет, не имеющих спортивных разрядов
Проводятся при отборе детей на этапы
спортивной подготовки, а также одаренных
и способных детей перешедших из других
видов спорта или поздно ориентированных
на занятия спортом
23
3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц, проходящих
спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной подготовки
Таблица № 8
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕВОДА НА ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
№
п/п
Упражнения
1.1. Бег челночный 3 x 10 м
1.2. Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на
полу
1.3. Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
1.4. Прыжки через скакалкув
течение 30 с
1.5. Метание мяча
весом 150 г
1.6. Наклон вперед из
положения стоя на
гимнастической скамье(от
уровня скамьи)
1.7.
Бег (кросс) на 2 км
Единица
измерения
с
количество
раз
см
количество
раз
м
см
Норматив до года
Норматив свыше
обучения
года обучения
мальчики
девочки мальчики девочки
не более
не более
9,6
9,9
9,3
9,5
не менее
не менее
10
5
13
7
не менее
130
не менее
25
не менее
19
не менее
+2
мин, с
не менее
140
130
не менее
30
35
не менее
22
15
не менее
120
30
13
+3
+4
без учета времени
+5
не более
16.00
17.30
Таблица № 9
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ И ИНЫЕ СПОРТИВНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (ЭТАП СПОРТИВНОЙ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ) ПО ВИДУ СПОРТА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
№ п/п
1.1.
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
юноши
девушки
1. Для спортивной дисциплины: бег на короткие дистанции
Бег на 60 м
с
не более
9,3
1.2.
Бег на 150 м
с
10,3
не более
24
25,5
1.3.
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
27,8
не менее
190
180
2. Для спортивных дисциплин: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба
2.1. Бег на 60 м
с
не более
9,5
2.2.
Бег на 500 м
мин, с
10,6
не более
1.44
2.3.
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
2.01
не менее
170
160
3. Для спортивной дисциплины: прыжки
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
Бег на 60 м с высокого
старта
Тройной прыжок в
длину с места
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
с
не более
9,5
м, см
10,6
не более
5.40
см
5.10
не менее
190
180
4. Для спортивной дисциплины: метания
Бег на 60 м с высокого
с
не более
старта
9,6
Бросок набивного мяча
3 кг снизу-вперед
м
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
10,6
не более
10
8
не менее
180
170
5. Уровень спортивной квалификации
5.1. Период обучения на этапах
спортивной подготовки (до трех лет)
5.2. Период обучения на этапе спортивной
подготовки (свыше трех лет)
Спортивные разряды –
«третий юношеский спортивный разряд»,
«второй юношеский спортивный разряд»,
«первый юношеский спортивный разряд»;
Спортивные разряды –
«третий спортивный разряд»,
«второй спортивный разряд»,
«первый спортивный разряд»
25
Таблица № 10
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ И УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (СПОРТИВНЫЕ
РАЗРЯДЫ) ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕВОДА НА ЭТАП
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ПО ВИДУ СПОРТА
«ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
№
п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
юноши
девушки
1. Для спортивной дисциплины: бег на короткие дистанции
1.1.
Бег на 60 м
с
не более
7,3
1.2.
Бег на 300 м
с
8,2
не более
38,5
1.3.
1.4.
Десятерной прыжок в
длину с места
м
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
43,5
не менее
25
23
не менее
260
230
2. Для спортивных дисциплин: бег на средние и длинные дистанции
2.1. Бег на 60 м
с
не более
8
2.2. Бег на 2000 м
мин, с
9
не более
6.00
2.3. Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
7.10
не менее
240
200
3. Для спортивной дисциплины: прыжки
3.1. Бег на 60 м
с
не более
7,4
8,4
3.2. Полуприсед со штангой
не менее 80 кг
количество
раз
не менее
3.3. Полуприсед со
штангой не менее 40
кг
3.4. Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
количество
раз
не менее
см
не менее
1
1
250
220
4. Для спортивной дисциплины: метания
4.1. Бег на 60 м
с
не более
26
7,6
4.2. Рывок штанги весом не
менее 70 кг
количество
раз
8,7
не менее
1
Рывок штанги весом
не менее 35 кг
количество
раз
не менее
2.3. Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
не менее
4.3.
1
260
220
5. Уровень спортивной квалификации
№
п/п
Упражнения
Норматив
Единица
измерения
юноши
девушки
Спортивные разряды: «Кандидат в мастера спорта»
Таблица № 11
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ И УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
(СПОРТИВНЫЕ РАЗРЯДЫ) ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕВОДА НА
ЭТАП ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
ПО ВИДУ СПОРТА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
№
п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
юноши
девушки
1. Для спортивной дисциплины: бег на короткие дистанции
1.1.
Бег на 60 м
с
не более
7,1
1.2.
Бег на 300 м
с
7.9
не более
37.0
1.3.
1.4.
Десятерной прыжок в
длину с места
м
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
41.0
не менее
27
25
не менее
280
250
2. Для спортивных дисциплин: бег на средние и длинные дистанции
2.1. Бег на 60 м
с
не более
7.6
2.2. Бег на 2000 м
мин, с
8.7
не более
5:45
2.3. Прыжок в длину с места
см
6:40
не менее
27
толчком двумя ногами
3.1. Бег на 60 м
250
240
3. Для спортивной дисциплины: прыжки
с
не более
7,3
8,0
3.2. Полуприсед со штангой
не менее 100 кг
количество
раз
3.3. Полуприсед со
штангой не менее 50
кг
3.4. Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
количество
раз
не менее
см
не менее
4.1. Бег на 60 м
не менее
1
1
260
240
4. Для спортивной дисциплины: метания
с
не более
7,4
4.2. Рывок штанги весом не
менее 80 кг
количество
раз
8,3
не менее
1
Рывок штанги весом
не менее 40 кг
количество
раз
не менее
2.3. Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
не менее
4.3.
1
280
250
5. Уровень спортивной квалификации
№
п/п
Упражнения
Норматив
Единица
измерения
юноши
девушки
Спортивные звание: «Мастер спорта России»
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый
реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки.
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной подготовки.
Функции рабочей программы тренера-преподавателя:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения
тренером-преподавателем в полном объеме;
- целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради достижения
которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам обучения;
28
- содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
учебно-тренировочного процесса;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки обучающихся.
Структура рабочей программы тренера-преподавателя:
I. Титульный лист;
II. Пояснительная записка;
III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса;
IV. Прогнозируемый
результат
учебно-тренировочной
деятельности
отдельного этапа спортивной подготовки;
Содержание рабочей программы тренера-преподавателя:
I. Титульный лист (на бланке Организации):
1.1. Гриф согласования с руководителем Организации;
1.2. Название рабочей программы тренера-преподавателя, фамилия, имя,
отчество тренера-преподавателя, реализуемый этап спортивной подготовки, год
обучения, срок реализации (не более года);
II. Пояснительная записка:
2.1. Цель и задачи этапа спортивной подготовки;
2.2.
Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности
реализуемого этапа спортивной подготовки;
III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса:
3.1.
Перспективный
план
спортивной
подготовки
(для
этапов
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства);
3.2. Годовой план спортивной подготовки (для реализуемых этапов);
3.3. План по месяцам;
3.4. Индивидуальный план спортивной подготовки составляется для каждого
спортсмена этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства;
VI.
Прогнозируемый
результат
учебно-тренировочной
деятельности
реализуемого этапа спортивной подготовки.
29
Таблица 12
Учебно-тематический план
Этап
спортивной
подготовки
Темы по
теоретической
подготовке
История
возникновения
вида спорта и его
развитие
Физическая
культура – важное
средство
физического
развития и
укрепления
здоровья человека
Гигиенические
основы физической
культуры и спорта,
гигиена
обучающихся при
занятиях
физической
культурой и
спортом
Закаливание
организма
Этап
начальной
подготовки
Самоконтроль в
процессе занятий
физической
культуры и
спортом
Теоретические
основы обучения
базовым элементам
техники и тактики
вида спорта
Теоретические
основы судейства.
Правила вида
спорта
Режим дня и
питание
обучающихся
Оборудование и
спортивный
инвентарь по виду
спорта
Сроки
проведени
я
сентябрь
октябрь
Краткое содержание
Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии
выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры
Олимпийских игр.
Понятие о физической культуре и спорте. Формы
физической культуры. Физическая культура как
средство
воспитания
трудолюбия,
организованности, воли, нравственных качеств и
жизненно важных умений, и навыков.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом,
полостью рта и зубами. Гигиенические требования к
одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных
объектах.
ноябрь
декабрь
январь
Знания и
основные правила
закаливания.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание
на занятиях физической культуры и спортом.
Ознакомление с понятием о самоконтроле при
занятиях физической культурой и спортом. Дневник
самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о
травматизме.
Понятие о технических элементах вида спорта.
Теоретические знания по технике их выполнения.
май
июнь
август
ноябрьмай
Понятийность.
Классификация
спортивных
соревнований. Команды (жесты) спортивных судей.
Положение
о
спортивном
соревновании.
Организационная работа по подготовке спортивных
соревнований. Состав и обязанности спортивных
судейских бригад. Обязанности и права участников
спортивных соревнований. Система зачета в
спортивных соревнованиях по виду спорта.
Расписание учебно-тренировочного и учебного
процесса. Роль питания в жизнедеятельности.
Рациональное, сбалансированное питание.
Правила эксплуатации и безопасного использования
оборудования и спортивного инвентаря.
Роль и место
физической
культуры в
формировании
личностных
качеств
История
возникновения
олимпийского
движения
Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
Этап
совершенст
вования
спортивног
о
мастерства
сентябрь
октябрь
Режим дня и
питание
обучающихся
ноябрь
Физиологические
основы физической
культуры
декабрь
Учет
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Теоретические
основы техникотактической
подготовки.
Основы техники
вида спорта
Зарождение олимпийского движения. Возрождение
олимпийской идеи. Международный Олимпийский
комитет (МОК).
Расписание учебно-тренировочного и учебного
процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к
спортивным
соревнованиям.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Спортивная физиология. Классификация различных
видов мышечной деятельности. Физиологическая
характеристика
состояний
организма
при
спортивной
деятельности.
Физиологические
механизмы развития двигательных навыков.
Структура и содержание Дневника обучающегося.
Классификация и типы спортивных соревнований.
январь
май
Психологическая
подготовка
сентябр
ьапрель
Оборудование,
спортивный
инвентарь и
экипировка по виду
спорта
декабрьмай
Правила вида
спорта
декабрьмай
Олимпийское
движение. Роль и
место физической
культуры в
обществе.
Состояние
современного
спорта
Профилактика
травматизма.
Перетренированнос
ть/
недотренированнос
ть
30
Физическая культура и спорт как социальные
феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль
физической культуры в формировании личностных
качеств человека. Воспитание волевых качеств,
уверенности в собственных силах.
сентябрь
октябрь
Понятийность. Спортивная техника и тактика.
Двигательные представления. Методика обучения.
Метод использования слова. Значение рациональной
техники в достижении высокого спортивного
результата.
Характеристика
психологической
подготовки.
Общая психологическая подготовка. Базовые
волевые качества личности. Системные волевые
качества личности
Классификация
спортивного
инвентаря
и
экипировки для вида спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и хранение. Подготовка
инвентаря
и
экипировки
к
спортивным
соревнованиям.
Деление участников по возрасту и полу. Права и
обязанности участников спортивных соревнований.
Правила поведения при участии в спортивных
соревнованиях.
Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные
процессы в современной России. Влияние
олимпизма на развитие международных спортивных
связей и системы спортивных соревнований, в том
числе, по виду спорта.
Понятие
травматизма.
«перетренированности». Принципы
подготовки.
Синдром
спортивной
Учет
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Психологическая
подготовка
Подготовка
обучающегося как
многокомпонентны
й процесс
Спортивные
соревнования как
функциональное и
структурное ядро
спорта
Восстановительные
средства и
мероприятия
Этап
высшего
спортивног
о
мастерства
Физическое,
патриотическое,
нравственное,
правовое и
эстетическое
воспитание в
спорте. Их роль и
содержание в
спортивной
деятельности
Социальные
функции спорта
Учет
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Подготовка
обучающегося как
многокомпонентны
й процесс
31
Индивидуальный план спортивной подготовки.
Ведение Дневника обучающегося. Классификация и
ноябрь
типы спортивных соревнований. Понятия анализа,
самоанализа
учебно-тренировочной
и
соревновательной деятельности.
Характеристика
психологической
подготовки.
Общая психологическая подготовка. Базовые
декабрь волевые качества личности. Системные волевые
качества личности. Классификация средств и
методов психологической подготовки обучающихся.
Современные
тенденции
совершенствования
системы спортивной тренировки. Спортивные
результаты – специфический и интегральный
январь
продукт соревновательной деятельности. Система
спортивных соревнований. Система спортивной
тренировки. Основные направления спортивной
тренировки.
Основные функции и особенности спортивных
соревнований. Общая структура спортивных
февральсоревнований. Судейство спортивных соревнований.
май
Спортивные
результаты.
Классификация
спортивных достижений.
В
Педагогические
средства
восстановления:
переходны рациональное построение учебно-тренировочных
й
занятий; рациональное чередование тренировочных
период
нагрузок различной направленности; организация
спортивно активного отдыха. Психологические средства
й
восстановления:
аутогенная
тренировка;
подготовки психорегулирующие воздействия; дыхательная
гимнастика.
Медико-биологические
средства
восстановления:
питание;
гигиенические
и
физиотерапевтические процедуры; баня; массаж;
витамины.
Особенности
применения
восстановительных средств.
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Задачи, содержание и пути патриотического,
нравственного,
правового
и
эстетического
воспитания на занятиях в сфере физической
культуры и спорта. Патриотическое и нравственное
воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое
воспитание.
Специфические социальные функции спорта
(эталонная и эвристическая). Общие социальные
функции спорта (воспитательная, оздоровительная,
эстетическая функции). Функция социальной
интеграции и социализации личности.
Индивидуальный план спортивной подготовки.
Ведение Дневника обучающегося. Классификация и
типы спортивных соревнований. Понятия анализа,
самоанализа
учебно-тренировочной
и
соревновательной деятельности.
Современные
тенденции
совершенствования
системы спортивной тренировки. Спортивные
результаты – специфический и интегральный
продукт соревновательной деятельности. Система
32
спортивных соревнований. Система спортивной
тренировки. Основные направления спортивной
тренировки.
Основные функции и особенности спортивных
соревнований. Общая структура спортивных
Спортивные
соревнований. Судейство спортивных соревнований.
соревнования как
Спортивные
результаты.
Классификация
функциональное и
май
спортивных
достижений.
Сравнительная
структурное ядро
характеристика
некоторых
видов
спорта,
спорта
различающихся по результатам соревновательной
деятельности
В
Педагогические
средства
восстановления:
переходны рациональное построение учебно-тренировочных
й
занятий; рациональное чередование тренировочных
период
нагрузок различной направленности; организация
спортивно активного отдыха. Психологические средства
й
восстановления:
аутогенная
тренировка;
Восстановительные
подготовки психорегулирующие воздействия; дыхательная
средства и
гимнастика.
Медико-биологические
средства
мероприятия
восстановления:
питание;
гигиенические
и
физиотерапевтические процедуры; баня; массаж;
витамины. Особенности применения различных
восстановительных
средств.
Организация
восстановительных мероприятий в условиях учебнотренировочных мероприятий
5. ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВЫМ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом
«Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от24.12.2022
№ 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный №
62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом
Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России
25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом
«Специалист по инструкторской и методической работе в области физической
культуре и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 №
237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным
приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован
Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054)
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
33
спортивного мастерства, кроме основного тренера- преподавателя, допускается
привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом
специфики вида спорта «легкая атлетика», а также на всех этапах спортивной
подготовки привлеченных специалистов (при условии их одновременной работы с
обучающимися).
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров,
заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации, существенным условием которых является право пользования
соответствующей
материально-технической
базой
и
(или)
объектом
инфраструктуры):
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие раздевалок, душевых.
Требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной
экипировке, необходимые для реализации программы
№
п/п
1.
Наименование
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Единица
измерения
штук
Количество
изделий
40
Брус для отталкивания
штук
1
Буфер для остановки ядра
штук
1
комплект
комплект
10
10
комплект
штук
штук
штук
3
2
1
2
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
штук
штук
штук
штук
штук
штук
1
10
10
1
10
1
10
8
20
1000
2
5
2
10
Барьер легкоатлетический универсальный
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
Гантели переменной массы (от 3 до
12 кг)
Гири спортивные (16, 24, 32 кг)
Грабли
Доска информационная
Измеритель высоты установки планки для
прыжков в высоту
Колокол сигнальный
Конус высотой 15 см
Конус высотой 30 см
Круг для места толкания ядра
Мат гимнастический
Место приземления для прыжков в высоту
Мяч для метания (140 г)
Мяч набивной (медицинбол) (от 1до 5 кг)
Палочка эстафетная
Патроны для пистолета стартового
Пистолет стартовый
Планка для прыжков в высоту
Рулетка (50 м)
Секундомер
34
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Скамейка гимнастическая
штук
Стартовые колодки
пар
Стенка гимнастическая
пар
Стойки для приседания со штангой
пар
Электромегафон
штук
Конус высотой 30 см
штук
Для спортивных дисциплин: метания
Диск массой 1,0 кг
штук
Диск массой 1,5 кг
штук
Диск массой 1,75 кг
штук
Диск массой 2,0 кг
штук
Копье массой 600 г
штук
Копье массой 700 г
штук
Копье массой 800 г
штук
Круг для метания диска
штук
Круг для метания молота
штук
Молот массой 3,0 кг
штук
Молот массой 4,0 кг
штук
Молот массой 5,0 кг
штук
Молот массой 6,0 кг
штук
Ограждение для метания диска
штук
Ограждение для метания молота
штук
Сетка для ограждения места тренировки
штук
метаний в помещении
Ядро массой 3,0 кг
штук
Ядро массой 4,0 кг
штук
Ядро массой 5,0 кг
штук
Ядро массой 6,0 кг
штук
20
10
2
1
1
20
20
10
15
20
20
20
20
1
1
10
10
10
10
1
1
1
10
10
10
10
Перечень информационного обеспечения
1. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в
легкой атлетике. М.: ФиС. 1982.
2. Арутюнян Т. Метание гранаты. Метод. газ. «Спорт в школе». № 7. 2006.
3. Бектурганова Н.И., Эрмешов Н.Д. Влияние личностных качеств тренера и
спортсменов на эффективность межличностных отношений // Вестникфизической
культуры и спорта. - 2016. - № 3.
4. Ветренко А.А., Шабанов А.В. Особенности специальной физической
подготовки в легкой атлетике // Проблемы и перспективы развития образования в
России. - 2014. - № 26.
5. Гойхман П.М., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. М.: ФиС. 1972.
6. Должиков И.Н. Бег на длинные дистанции (для школы) // Физкультура в
школе. № 6. 2006. С.36.
7. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие
для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е издание. М.:изд-во «Академия».
2005.
35
8. Машковцев А. Соревнования по легкой атлетике в малокомплектной школе.
метод. газ. «Спорт в школе». № 19. 2005. С.16.
9. Мехрикадзе, В. В. Барьерный бег : техника и методика обучения : учеб.метод, пособие для студентов, обучающихся в унив. физ. культуры, фак. физ.
воспитания и общеунив. каф. физ. воспитания и спорта / В. В. Мехрикадзе, Л. А.
Черенева; Российский гос. социальный университет. - М„ 2008. - 78 с.
10. Мехрикадзе, В. В. Метание копья : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II.
Позюбанов, Б. В. Ермолаев. - Минск : БГУФК, 2010. — 35 с.
11. Мехрикадзе, В. В. Толкание ядра : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II.
Позюбанов, Л. И. Мальцева. — Минск : БГУФК, 2010. — 32 с.
12. Мехрикадзе, В. В. Прыжки в высоту : пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.]. Минск : БГУФК, 2011. - 33 с.
13. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика: учебник для институтов
физической культуры. М.: ФиС. 1989.
14. Орлов, Р. В. Легкая атлетика / Р.В. Орлов. - М.: Олимпия Пресс, 2006. 528 c.
15. Питер, Питер ДЖ. Томпсон Л. Томпсон Введение в теориютренировки.
Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике
/ Питер ДЖ. Питер Л. Томпсон Томпсон. - М.: Человек, 2014. - 192 c.